Как укрепить здоровье ребенка

Как укрепить здоровье?

Грудной период

(до 1 года)

Интенсивный набор веса и роста (вес увеличивается в 3 раза, рост в 1.5 раза).

Нежная и ранимая кожа.

Незрелость всех органов и систем, в том числе ЖКТ

Иммунитет материнский (приобретенный внутриутробно и через грудное молоко).

Прорезывание зубов.

Дефицитные (рахит, анемия, дистрофия).

Заболевания кожи – дерматиты и гнойничковые.

Пищевая аллергия.

ЖКТ – диспепсии, дисбиозы.

Стоматиты.

1. Правильное питание ребенка – предпочтительно грудное вскармливание до 1 года со своевременным введением прикорма в 6 месяцев (ежемесячно вводится новый прикорм: овощи, каша, мясо, фруктовое пюре). При искусственном прикорм вводится  с 5 месяцев.
  2. Для профилактики рахита – с 1 месяца жизни назначается витамин Д. Прогулки с ребенком не менее 2 часов в день с открытым личиком. Открытый капюшон коляски. Массаж, гимнастика.
  3. Для профилактики анемии – мясо красное (говядина), если еще рано вводить ребенку мясо, то мама принимает комплекс минералов с железом и витаминов.
  4. Кожа. Купать ребенка ежедневно. Смазывать все складочки детским маслом. Подмывать после смены подгузника. Чистая одежда. Не перегревать – потница.
  5. Профилактика аллергии и диспепсии – см.п.1 +: Не давать ребенку пищу, не соответствующую возрасту. Правильное питание кормящей женщины с исключением аллергенов (цитрусовые, шоколад, коровье молоко и др.). Свежеприготовленная пища.
  6. Стоматиты, так как ребенок все берет в рот. Профилактика: чистые игрушки, посуда, руки, гигиена полости рта.

Период раннего детства

(1-3 года)

Исчезает материнский иммунитет, детский еще не сформирован.

Контакты со сверстниками (детсад).

Незрелость мышечной и нервной систем.

Начало ходьбы, бега.

Развитие речи.

Острые заболевания дыхательных путей («простудные»)  до 5-6 раз в год.

Кишечные заболевания.

Детские инфекции (ветряная оспа, краснуха, скарлатина).

Травмы, инородные тела.

Нарушение речевого развития.

1. ОРВИ. Закаливание, полноценное питание (фрукты, овощи, мясо, рыба, молочные продукты), прогулки, сон, физкультура и спорт – это укрепляет иммунитет. Ограничение контакта с больными ОРВИ. Нельзя посещать с ребенком места скопления народа – торговые центры, магазины, кинотеатры. Прививки.
  2. Кишечные инфекции – чистые руки, чистые игрушки, свежеприготовленная пища.
  3. Детские инфекции – см.п.1 и прививки.
  4. Травмы - следить за ребенком (лестницы, углы мебели, розетки, режущие и колющие предметы, лекарства, мелкие предметы и др.)
  5. Речь: разговаривать с ребенком, чтение книг, мелкая моторика, лепка, рисование. Ограничение просмотра телевизора – так как ребенок привыкает не прислушиваться и не понимать смысл речи. В дальнейшем – непослушание, так как «не слышит родителей».

Дошкольный период

(3-7 лет)

Становление иммунитета.

Нервная система - процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Период первого вытяжения (4–6 лет у мальчиков и 6–7 лет у девочек)

Острые заболевания дыхательных путей («простудные»).

Детские инфекции (ветряная оспа, краснуха, скарлатина).

Глистные инвазии.

Бронхиальная астма и другие аллергические заболевания.

Неврозы и невротические состояния.

Плоскостопие, нарушение осанки.

2. Детские инфекции – см.п.1 и прививки.
  3. Глистные инвазии – чистые руки, ограничение контакта с животными и птицами.
  4. Аллергия: правильное питание с ограничением цитрусовых, шоколада. Гипоаллергенный быт – мало мягких игрушек, стирать их и шторы, покрывала. Ежедневная влажная уборка пыли. Ограничение контакта с животными и птицами.
  5. Неврозы. Спокойная обстановка дома, выяснять отношения не при ребенке; ребенка не ругать, а объяснять. Твёрдые правила, режим дня, достаточный сон, перед сном – спокойные игры, исключить TV. Ребенок много фантазирует – не смеяться, не обзывать. Боится темноты – светильник.
  6. Ортопедия. Следить за осанкой, правильный стол и стул для занятий. Подставка для книг. Не портфель, а рюкзак. Физкультура. Обувь по размеру, ортопедическая (фиксирующая пятку и голеностопный сустав). Летом – босиком. По гладкому полу босиком не рекомендуется – провоцируется плоскостопие.

Младший школьный возраст

(7-12 лет)

Окончательно формируется иммунитет.

Укрепляется костно-мышечная система.

Усиление роста у девочек с 9-10 лет до 7-8 см в год.

Возрастают умственные нагрузки.

Смена зубов.

Хронические заболевания ЛОР-органов (тонзиллит, аденоидит, отит).

Нарушение осанки, сколиоз.

Нарушение зрения.

Травматизм.

Кариес.

1. Правильное лечение простудных заболеваний. Выдерживать ребенка дома до выздоровления. Сразу обращаться к врачу при заболевании. Витамины.
  2. Ортопедия. Следить за осанкой, правильный стол и стул для занятий. Не портфель, а рюкзак. Физкультура.
  3. Зрение. Следить за освещенностью рабочего места. Ограничение просмотра TV и игр за компьютером. Тем более – на телефоне или планшете (очень маленький экран, сильно напрягается зрение). Прогулки не менее 2 часов.
  4. Травматизм. Объяснить правила дорожного движения, правила предупреждения травм при играх (горки, лыжи, бег и др.), правила поведения на переменах.
  5. Питание – молочные продукты, рыба. Гигиена полости рта – чистить зубы, полоскать после еды. Профилактический осмотр стоматолога 1 раз в 6 месяцев.

Подростковый возраст

(12-17 лет)

Половое созревание: перестройка эндокринной и нервной систем.

Неустойчивость функционирования систем и органов.

Прибавка в массе 3-6 кг в год.

У мальчиков интенсивный рост с 13-14 лет до 7-9см в год.

Особенности психики: нигилизм по отношению к взрослым, стремление к общению со сверстниками.

Рискованное поведение.

ВСД (вегето-сосудистая дистония).

Неврозы.

Хронические заболевания ЖКТ (гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь).

Пищевые нарушения (ожирение, анорексия).

Эндокринные заболевания (нарушение полового созревания).

ИППП.

Вредные привычки.

1. ВСД – режим, достаточный сон, ограничение просмотра TV и игр за компьютером. Измерение АД. Прогулки не менее 2 часов. Физкультура и спорт.  Уменьшение умственных нагрузок.
  2. Неврозы. См.п.1. и спокойное общение с подростком, допустимость увлечений, допустимость общения с друзьями.
  3. Заболевания ЖКТ. Правильное питание, завтрак утром, обед с супом – особенно в школе!! Ограничение фастфуда, чипсов, газировки, острого. Исключить еду наспех, всухомятку, длительные перерывы между приемами пищи.
  4. Пищевые нарушения. См п.3. и повышение самооценки. Нельзя есть перед компьютером и TV, так как человек, увлеченный игрой или сюжетом, не замечает количество съеденной еды и не ощущает чувство насыщения, как результат  – избыточный вес.
  5. Эндокринные нарушения. При отставании или опережении полового развития – обратиться к эндокринологу. Девочкам ограничение физических нагрузок, так как может привести к нарушениям в репродуктивной сфере.
  6. ИППП. Беседы, литература, брошюры, фильмы на темы репродуктивного здоровья. Презервативы на видном месте.
  7. Вредные привычки. Здоровый образ жизни родителей. Занять ребенка разными видами деятельности, чтобы не было свободного времени (спорт, музыка, кружки и др.). Доверительные отношения.