Тактика родителей при длительном небольшом повышении температуры

Длительное повышение температуры на субфебрильных цифрах (37.0 – 37.4) у детей старше года может быть обусловлено многими причинами.

Если такая температура сохраняется длительно после перенесенного простудного заболевания, даже легкого, то, прежде всего можно думать о двух основных причинах:

1. Синдром доклинической сенсибилизации/ аллергии. Часто встречается у детей с отягощенным аллергическим анамнезом, после перенесенной аденовирусной и респираторно-синцитиальной инфекции. В анализе крови при этом отмечается повышенное количество эозинофилов.
  2. Невыраженный субклинический инфекционный процесс. Чаще всего он обусловлен либо герпес-вирусами, либо бактериальной флорой в ЛОР-органах. Поэтому необходимо сдать анализ крови на герпес-вирусы и сделать посев из носа и зева на микрофлору и чувствительность к антибиотикам.

Так же необходимо исключить и другие возможные воспалительные процессы.

1. В почках – сдать анализ мочи.
  2. В сердце – сделать ЭХО-кардиографию, сдать анализ крови на протеинограмму,  сиаловые кислоты, С-реактивный белок.
  3. Туберкулез – сделать реакцию Манту.
  4. При головных болях и/или рвоте – для исключения инфекционного процесса в нервной системе – консультация невролога.
  5. При выраженной слабости, отсутствии аппетита – сдать кровь на АЛТ.
  6. Если когда-либо делались инъекции – кровь на ВИЧ и гепатит В и С.

Кроме того, субфебрильная температура наблюдается при гельминтозах, поэтому нужно сдать анализ кала на яйца глистов, лямблии и соскоб на энтеробиоз.

Небольшое повышение температуры тела может наблюдаться при неинфекционных заболеваниях, прежде всего неврологических. В препубертате и пубертате (9 – 17 лет) самая частая причина – синдром вегетососудистой дистонии, когда при волнениях, психоэмоциональном напряжении может повышаться температура. Редко в таком возрасте повышение температуры возникает из-за термоневроза.

Это основные обследования, которые необходимо сделать при длительно сохраняющейся невысокой температуре у детей школьного возраста.

Многие другие заболевания могут сопровождаться субфебрильной температурой – это системные заболевания (ревматизм, красная волчанка), онкологические заболевания, редкие инфекции (бруцеллез, токсоплазмоз, легионеллез и др.) и другие.

Поэтому, для выяснения возможной причины повышенной температуры, прежде всего, обратитесь к врачу.