Задать вопрос специалисту

Уважаемые посетители сайта! Здесь вы можете задать любой интересующий вас вопрос, а так же записаться на прием!

Внимание! Поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения.

Мы свяжемся с Вами по контактному телефону для согласования даты и времени приема.

Отправить

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Заполните форму и мы перезвоним Вам.

Отправить

Наш адрес:

Санкт-Петербург, ул.Парашютная, 23, корп.2

Посмотреть на карте

+7 (921) 655-80-05

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Заказать звонок
  • 1.jpg
  • 2.jpg
В связи с возросшей потребностью расширяется штат врачей, выезжающий на дом.
Приглашаются врачи для сотрудничества.

Модель сохранения семейного жизнеустройства детей, затронутых ВИЧ – инфекций

Суковатова О.В., Суворова С.В.

В настоящее время ВИЧ/СПИД является одной из актуальных социальных проблем из-за высокой распространенности,  социальных последствий и рисков, связанных с инфицированием.

Общее число россиян, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в Российской Федерации на 31 декабря 2015 г., достигло 1 006 388 человек ( данные на 3.02.2016 г.).  по данным формы мониторинга Роспотребнадзора «Сведения о мероприятиях по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ». Отмечаются эпидемиологический рост заболеваемости среди женщин  при преимущественно половом пути передачи ВИЧ (к концу 2015 г. в России было зарегистрировано более 372 тысяч  ВИЧ-инфицированных женщин).  В то же время, использование антиретровирусной (АРВ) терапии позволило существенно увеличить продолжительность и повысить качество жизни ВИЧ-инфицированных людей [1,4].

Современные методы профилактики ВИЧ-инфекции снизили риск заражения ребенка до 1–2 % [1]. Отмечается, что женщины, инфицированные ВИЧ, в последние годы всё чаще планируют беременность и рожают детей [6, 10]. Вероятность того, что дети, рожденные ВИЧ-инфицированными женщинами, окажутся без попечения родителей во много раз выше, чем в случае с детьми, рожденными матерями с отрицательным ВИЧ-статусом. В большинстве известных исследований констатируется пониженное качество жизни ВИЧ-инфицированных женщин, повышенный риск  отказов от детей [1,8, 9, 10]. Ряд женщин имеют крайне низкий уровень социальной адаптации и не могут создать оптимальные условия жизни не только для своего ребенка, но и для себя. Низкий уровень социальной компетентности может быть следствием: зависимого поведения, определенной модели поведения семьи, в которой она выросла. Социальная незрелость  часто наблюдается у выпускниц детских домов.  Многие женщины проживают на территории мужа (партнера) или родителей и не имеют юридических прав на жилье. Проблемы зависимого поведения, внутрисемейная стигматизация приводят к  конфликтам и внутрисемейному насилию. Вследствие чего мама  с ребенком  оказываются на улице.  Отсутствие внутрисемейной поддержки является одной из наиболее частых причин отказа от ребенка. В ряде случаев, женщины, боясь стигматизации и дискриминации со стороны ближайшего окружения, не раскрывают  диагноз в семье.  Отсутствие информации  о ВИЧ-инфекции также препятствует организации  поддержки женщине в семье с учетом ее интересов и потребностей. Большой спектр медицинских  проблем у родственников и самой женщины так же в значительной степени затрудняет  возможность ухода за ребенком.  

Дети, рожденные от ВИЧ-инфицированных женщин, находятся с рождения на искусственном вскармливании, что достаточно часто приводит к нарушению микрофлоры кишечника (дисбактериозу)  и развитию  тяжелых  форм аллергии. При неблагоприятно протекающей беременности  (ИППП, гепатиты, туберкулез,  употребление алкоголя, наркотиков, курение)  у детей может формироваться патология нервной  системы,  пороки развития внутренних органов, приводящие к хроническим заболеваниям. По данным ряда авторов,  у 259 обследованных детей, рожденных от ВИЧ+ женщин, неврологические расстройства на первом году жизни выявлены в 100% анализируемых случаев. Перинатальное поражение центральной нервной системы (чаше гипоксически-ишемического и гипоксически-токсического генеза)  в виде синдромов: двигательных нарушений (87,5%), задержки психомоторного и речевого развития (45,5%), синдрома гипервозбудимости (32,5%) [2].  К году жизни у 28% детей диагностировалась резидуальная энцефалопатия (в двух случаях – угроза ДЦП) [2,3] Такие дети  часто нуждаются в длительной медицинской и психологической реабилитации,  что по разным причинам может быть затруднительно для семьи. Необходимость  в длительной  и, в ряде случаев, дорогостоящей реабилитации, с одной стороны, дискриминации  в  учреждениях  здравоохранения, возникающие  в результате низкого уровня информированности ряда специалистов по вопросам ВИЧ-инфекции,  наличие   у  мам  поведенческих особенностей, связанных с проблемами зависимого поведения, с другой стороны, создает дополнительные трудности в получении необходимых услуг и  увеличивает риск  отказов от детей.

На сегодняшний день около 70 детей с ВИЧ находятся в государственных учреждениях Санкт-Петербурга для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Для того чтобы ВИЧ-позитивная женщина могла жить полноценной жизнью и обеспечивать развитие своего ребенка, она должна быть включена в систему социальной поддержки как со стороны различных общественных институтов, так и со стороны близких.  В некоторых случаях систему социальной поддержки приходится создавать фактически с нуля, в других – восстанавливать утраченные социальные свя­зи. Женщине также может потребоваться помощь в освоении или корректи­ровке необходимых для этого социальных навыков. Многие из них являются  потребителями наркотиков, вовлечены в деятельность по предоставлению услуг коммерческого секса.  В таких условиях резко возрастает риск насилия и пренеб­режения по отношению к ребенку, что особенно опасно для детей раннего возраста.

В целях защиты прав ребенка (и его семьи) комплексная помощь ВИЧ-инфицированным  матерям из групп повышенного социального риска должна включать деятельность, направленную на мониторинг и снижение социаль­ного риска для ребенка. Такая деятельность может состоять из патронажных, образовательных, психотерапевтических и других услуг.

Организация помощи семьям группы риска

С ноября 2004 года Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям»  реализует проект  по сохранению семейного жизнеустройства для детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами, «МАМА+». Стратегия работы проекта  направлена на раннее выявление женщин группы риска. Цели работы – сохранение здоровья матери и ребенка, сохранность семейного жизнеустройства для ребенка, снижение риска насилия и пренебрежения по отношению к ребенку и обеспечение поддержки семье в долгосрочной перспективе.

Предпосылками развития  деятельности явились : отсутствие системы комплексной помощи ВИЧ-инфицированным людям по месту жительства, высокий процент отказов от детей, рожденных ВИЧ-инфицированными женщинами (в 2004 г. родилось 416 детей, процент отказов – 27%).  Специалистами были проанализированы основные причины отказа, определены  базисные  потребности  на этапах – беременность, роды, послеродовый период.

Основной инновацией стал новый алгоритм взаимодействия между медицинскими учреждениями и социальными службами, выработанный в проекте. Методология работы проекта  основана на междисциплинарном ведении случая, что позволяет на раннем этапе выявлять в медицинских учреждениях женщин, которые могут отказаться от ребенка, и направлять их на сопровождение в центры социальной помощи, а главное - дает возможность специалистам выходить в родильные дома для предотвращения отказа от ребенка.

Условия получения помощи в проекте «МАМА+»

Возраст клиентки старше 18 лет, ВИЧ-позитивный статус женщины, возраст ребенка до 3-х лет, проживание на территории Санкт-Петербурга,  возможность патронажа на дому, забота женщины о своем ребенке, следование  рекомендациям специалистов.

Наиболее важным этапом работы является определение первоочередной проблемы, решение которой в значительной степени изменит качество жизни семьи. Специалист, проводящий первичную оценку клиента, должен в полном объеме владеть информацией о социально-значимых заболеваниях, навыками кризисного консультирования, а так же навыками консультирования по правовым вопросам.  Сервисный план (цели, задачи, этапы  сопровождения), динамика  случая обсуждаются  специалистами на консилиуме.  Информация о клиентке заносится в базу данных и  карту ведения случая.

Другими направлениями работы в проекте стали:

  1. Патронаж семей на дому с оказанием психосоциальной поддержки всем членам семьи (предоставление психологической, социальной, юридической, материальной и иных видов помощи);
  2. Открытие отделения дневного пребывания для детей;
  3. Предоставление временного жилья для женщин с детьми в кризисной ситуации;
  4. Волонтерская  деятельность (программа «равный-равному»);
  5. Обучение специалистов государственных учреждений, работающих с семьями: психосоциальному консультированию в медицинских учреждениях, патронажу на дому в семьях группы риска с детьми раннего возраста.

Основная задача специалистов  различных направлений – максимально стабилизировать положение женщины, привлекая все возможные ресурсы: учреждений  социального  обслуживания, здравоохранения, образования, правоохранительных органов, негосударственных организаций, а также помощь родственников и близкого окружения самой женщины.  В ходе сопровождения  специалисты  всех направлений  способствуют  развитию собственного потенциала клиентки  путем обучения ее пользованию доступными ресурсами.

Со временем, в результате работы со случаем, некоторые задачи становятся выполненными, меняется состояние клиентки, появляются потребности в новых услугах. На­пример, клиентка, решив все проблемы с документами и обследовав ребенка, может прийти к решению начать работать или учиться, и тогда у нее возни­кает потребность в устройстве ребенка в   детский сад. Специалист, ведущий слу­чай, должен своевременно вносить коррективы и пересматривать сервисный план.  Корректировку сервисного плана необходимо осуществлять в тесном сотрудничестве с клиенткой. Наглядная демонстрация клиентке динамики совместной рабо­ты – решенных задач, сделанных шагов, преодоленных проблем – повышает уверенность женщины в собственных силах и в своей способности справ­ляться с трудностями, дает положительный опыт сотрудничества со специа­листами и способствует лучшему пониманию собственных целей, желаний и мотивов. Постоянное внимание к достигнутым успехам, пусть даже неболь­шим, укрепляет контакт клиентки с сотрудниками проекта, повышает дове­рие и поддерживает мотивацию к сотрудничеству.

С другой стороны, мониторинг случая является важным качественным показателем работы сотрудника проекта. В качестве критериев для оценки динамики могут выступать:

–     материальное и физическое состояние клиентки;

–     стабильность эмоционального состояния клиентки;

–     наличие необходимых документов;

–     наличие внутрисемейной и внешней поддержки;

–     мотивация клиентки на уход за ребенком, его воспитание и развитие;

–     зависимость клиентки от проекта и его услуг;

–     степень социальной адаптации клиентки.

Для объективной оценки динамики случая в проекте «МАМА+» применя­ется инструмент, называемый матрицей динамики случая. Эта форма позволяет периодически оценивать динамику случая по вось­ми категориям: забота о ребенке/попечительство о ВИЧ-позитивной матери с ребенком, жилищная ситуация/материальное положение, образование и занятость, знания о ВИЧ/навыки паллиативного ухода, зависимость/созависимость, гражданский статус, психическое здоровье, социальные навыки/на­правления за получением помощи в другие организации. Для каждой из этих категорий оценки может быть определен один из уровней функционирова­ния (в порядке положительной динамики): кризисный, уязвимый, стабиль­ный, безопасный и благополучный. Отмечая  уровень функционирования клиентки  или семьи в целом на момент оценки, можно составить картину, отражающую динамику случая во времени. Данная матрица представлена в «Руководстве по сохранению семейного  жизнеустройства детей, затронутых  ВИЧ-инфекцией» [7].

Конечной целью социальной службы является достижение клиенткой полной самостоятельности и независимости от специалистов и оказываемой помощи. Как уже говорилось выше, зачастую женщины попадают в поле зре­ния специалистов проекта, находясь в состоянии кризиса. Таким образом, на первом этапе работы важно помочь клиентке выйти из кризисной ситуации. Поскольку основная цель проекта «МАМА+» – сохранение для ребенка се­мейной поддержки, то стабилизация жизненной ситуации клиентки означает устранение риска отказа от ребенка. Принимая решение о продолжении работы или закрытии случая, необходимо учитывать динамику за последние 2-3 месяца, мотивацию к из­менению со стороны клиентки и ресурсы организации.

Особо отметим, что при закрытии случая необходимо сделать все воз­можное для сохранения семейного жизнеустройства ребенка и охраны его прав. Если по каким-то причинам невозможно продолжить оказание помощи клиентке и ее семье в рамках одной социальной службы, необходимо напра­вить клиентку для получения адекватной помощи в другую организацию, же­лательно с обеспечением преемственности помощи. Как показывает опыт работы проекта, решение социальных проблем  ВИЧ-инфицированной женщины не всегда способствует  улучшению качества жизни ребенка. Женщины с ВИЧ-позитивным статусом часто находятся в подавленном состоянии, что может ослож­няться послеродовой депрессией, повышенной тревожностью (в частности, если женщина скрывает свой ВИЧ-статус от близких) и стрессовым состоя­нием, если диагноз был поставлен недавно. Все это создает основу для раз­вития психологического кризиса, причину которого женщина может видеть в рождении ребенка. Это осложняет налаживание эмоционального контакта с ребенком, снижает мотивацию к выполнению материнских функций, бло­кирует доступ к внутренним ресурсам женщины.

Проблема психической адаптации ВИЧ-инфицированных женщин к рождению ребёнка приобретает особую актуальность и практическую значимость,  поскольку  период  раннего детского возраста  особенно  важен  в становлении материнского отношения, а мать играет определяющую роль в формировании условий развития ребенка.  В ряде исследований подчеркивается   особая значимость психологической реабилитации в процессе адаптации к материнству и выделяются  первостепенные  «мишени»  психологической коррекций нарушений адаптации ВИЧ-инфицированных женщин к материнству: искажение системы отношений, отсутствие планирования будущего, нарушение эмоционального состояния, нарушение готовности к материнству, ощущение не успешности себя в роли матери, внутренняя противоречивость отношения к ребенку, низкий уровень родительской компетентности и нарушение взаимодействия с ребенком [1, 8 ,9]

Отсутствие модели материнства  значитель­но повышает вероятность того, что ребенок еще в раннем возрасте станет жертвой пренебрежения и насилия. Часто это связано с отсутствием у матери необходимых знаний и навыков для адекватного ухода за малышом. В целях ранней профилактики насилия и пренебрежения по отношению к ребенку целесообразно дополнять дородовое наблюдение ВИЧ-инфицированных бере­менных программами обучения родительским навыкам (в форме групповых занятий и/или индивидуального сопровождения в зависимости от степени социального риска и возможностей женщины). Одним из важнейших  направлений коррекционной работы, направленной на сохранение  ребенка в семье, является улучшение взаимодействия матери с ребенком. Поскольку в первые месяцы после родов большинство женщин ограничены в своем передвижении по городу, основным способом патронажа на этом этапе является домашний визит пси­холога и специалиста по социальной работе. Визит на дом предоставляет воз­можность оценить условия жизни ребенка и качество ухода за ним, степень удовлетворения базовых потребностей ребенка, а также качество психофизиологического взаимодействия и эмоционального контакта между матерью и  ребенком.

Для определения социально-эмоционального климата в семье мы ис­пользуем адаптированную методику «Обследование домашнего окружения младенца». Эта методика применяется как во время посещения клиентки на дому, так и при консультировании женщин в Центре «МАМА+», индивиду­ально или в присутствии других членов семьи. Методика позволяет выявить сильные и слабые стороны семейного воспитания и качества взаимодействия между матерью и ребенком, а также сферы, которые требуют коррекции. Специалистам рекомендуется обращать внимание на следующие критерии:

  1. Наличие у ребенка собственного места, соответствующего возрастным особенностям, детской кроватки. Кроватка должна быть чистой, удобной, безопасной, не содержать посторонних предметов. Должны быть в наличии необходимые постельные принадлежности
  2. Детская одежда, пеленки и подгузники должны быть чистыми, удобными для ребенка, их должно быть достаточно для регулярной смены белья.
  3. Наличие в доме запаса питания для ребенка, соответствующего его возрасту (молочные смеси, детские каши, пюре). Питание должно быть надлежащего качества, соответствовать всем установленным стандартам. Также в доме должна иметься вся необходимая для кормления детская посуда.
  4. Наличие у ребенка игрушек, соответствующих возрасту. Часто важность этого критерия недооценивается, в то время как правильно подобранные игрушки необходимы для нормального развития ребенка и не менее важны, чем полноценное питание.
  5. Физическое состояние ребенка. Общий вид — чистота кожных покровов, наличие или отсутствие на теле царапин, ожогов, синяков, соотношение веса и роста .
  6. Эмоциональное состояние ребенка, наличие реакции оживления при виде взрослого (после трех месяцев).
  7. Соответствие поведения ребенка возрастным нормам развития.

Оценивается также  взаимодействия матери и ребенка: реакция матери на плач ребенка, берет ли она его на руки,  какие эмоции проявляет; а также реакция ребенка на мать – просится ли он на руки, улыбается ли матери, выделяет ли ее среди других людей.

Используя представленные выше критерии, можно дать оценку фи­зическому и эмоциональному благополучию ребенка, а также понять, сформировалось ли у женщины материнское поведение, и готова ли она к выполнению родительской роли.

В дальнейшем специалисты проводят информирование и обучение женщин. Хочется подчеркнуть, что одним из важных  компонентов в работе с  ВИЧ-инфицированными женщинами  является групповая работа, так как семьи, затронутые ВИЧ,  часто находятся в социальной изолированности.  В Центре  «МАМА+»  врачи , психологи проводят ежемесячные семинары, которые объединены в цикл «Школа молодой матери».  На занятиях  специалисты  обучают женщин навыкам психомоторного развития ребенка, принципам  кормления детей, рассказывают об анатомо-физиологических особенностях организма, особенностях патологии детей раннего возраста, формировании комплекса привязанности у детей, рожденных от ВИЧ- инфицированные женщин.

Чтобы обеспечить правильное развитие ребенка, снизить риск насилия и пренебрежения нуждами ребенка, психологи проекта «МАМА+» применяют кон­цепцию раннего вмешательства, которая позволяет оказывать наиболее полную поддержку семьям с  маленькими детьми. Программы, работающие по методикам раннего вмешательства, направлены на помощь детям первых трех лет жизни с отставанием или угрозой отставания в пси­хическом развитии. В эту группу входят дети биологического и социального риска, включая детей, чьи родители не могут обеспечить им необходимых условий развития: дети несовершеннолетних матерей, дети из семей с низ­ким образовательным и социально-экономическим уровнем, дети психи­чески больных и наркозависимых матерей, а также дети, подвергающиеся насилию в семье. В Центре «МАМА+» концепция раннего вмешательства получила наибо­лее широкое применение. Эта концепция основана на активном обучении родителей и ближайшего окружения и привлечении их к работе по развитию ребенка. Для диагностики уровня развития ребенка и оказания ранней пси­холого-педагогической помощи, специалисты  используют методику «Маленькие ступеньки». На основе данных, полученных с использованием обеих методик («Ма­ленькие ступеньки» и «Обследование домашнего окружения младенца»),  для каждой семьи составляется индивидуальная программа помощи. Родителей обучают специальным игровым упражнениям и навыкам общения с ребенком. Применение принципов и технологий раннего вмеша­тельства в работе с ВИЧ-инфицированными женщинами и их детьми позволяет снижать риск нарушений развития у детей и нормализует взаимоотношения  между матерью и ребенком.

Одним из способов обеспечения семейной поддержки для ребенка, рож­денного ВИЧ-инфицированной женщиной, является оказание помощи чле­нам  семьи или ближайшего окружения его матери. Получив необ­ходимую психологическую, социальную  помощь, а также информацию о ВИЧ/СПИДе и уходе за ребенком, ближайшие родственники ВИЧ-инфицированной женщины обретают ресурсы, необходимые для оказа­ния ей и ее ребенку эффективной поддержки как в настоящий момент, так и в будущем. Отдельно стоит отметить созданную нами «Школу паллиативного ухода», в которой родственники узнают об особых потребностях ВИЧ-инфицированных женщин и детей, рож­денных ВИЧ-инфицированными матерями, о специфике ухода за ВИЧ-инфици­рованным членом семьи, лечении ВИЧ-инфекции и  его побочных эффектах и т.д. Основная цель  занятий – предоставить родствен­никам необходимые знания и навыки,  способствующие улучшению  качество жизни матерей и их детей, а также, в случае неблагоприятного исхода, подготовить родственников к заботе о ребенке.

Еще одна из форм работы  с клиентками – организация и проведение регулярных встреч груп­пы взаимной поддержки.  Участие в группе  позволяет повысить вовлеченность клиенток в процесс собственной социально-психологической реабилитации и адаптации. В ряде случаев, решив свои базисные проблемы, ВИЧ- инфицированные женщины вовлекаются в волонтерское движение. Волонтерскую деятельность следует рассматривать как новую ступень социальной адаптации. Участие в   данной  деятельности вырабатывает ответственность женщины,  развивает навыки планирования и организации собственной жизни. Необходимо отметить, что для некоторых наших клиенток волонтерство стало первым шагом на пути к трудовой деятельности.

В ходе работы проекта была создана многокомпонентная модель  преемственной помощи семьям, затронутым проблемой ВИЧ-инфекции. Модель была апробирована в 3-х  районах  Санкт-Петербурга. Специалистами НКО и государственного учреждения осуществлялось совместное сопровождение клиентов, обучение психологов и специалистов по социальной работе методологии ведения случая, общим вопросам ВИЧ-инфекции, туберкулеза, гепатита. В 2008 году совместно с администрацией одного из районов  Санкт-Петербурга была открыта социальная гостиница «МАМА+» для ВИЧ-инфицированных женщин, которая также явилась необходимым компонентом в системе поддержки  ВИЧ-инфицированных женщин. Работа с клиенткой осуществлялась по общим критериям междисциплинарного ведения случая. Важнейшими направлениями работы являлись юридическая помощь и психологическая поддержка.

За 4 года работы проекта доля отказов от детей,  рожденных ВИЧ-позитивными женщинами, в родильных домах  в Санкт-Петербурге снизилась с 27% в 2004 до 15% в 2008. Таких результатов удалось добиться благодаря совместной работе  общественных организаций и госучреждений. С развитием в Санкт-Петербурге единой интегрированной системы медико-социальной службы людям, живущим с ВИЧ/СПИД данная модель была  внедрена в систему государственной службы.

Модель преемственной помощи также была интегрирована в ряд регионов.  Значимость и устойчивость проекта подтверждена  результатами его работы. Так за 2 года реализации проекта в г.Екатеринбурге  в семьях было сохранено 88 детей, что составило 46% от общего числа заявленных отказов.  Комплексная поддержка была предоставлена 253 семьям и 425 детям, в том числе 54 семьям с ВИЧ-статусом.  Данный проект поддержали Министерство социальной политики Свердловской области и Управление здравоохранения администрации Екатеринбурга

Всего за время реализации проекта (12 лет ) в Санкт-Петербурге и области  комплексную  помощь получили 1094 ВИЧ - позитивных женщин, 1641 ребенок.

Выводы:

1.В целях защиты прав ребенка (и его семьи) комплексная помощь ВИЧ-инфицированным  матерям из групп повышенного социального риска должна включать деятельность, направленную на мониторинг и снижение социаль­ного риска для ребенка.

2.Основными   услугами  в процессе междисциплинарного  сопровождения  семей, затронуты проблемой ВИЧ являются:  патронаж, образовательные, психотерапевтические услуги.

Литература

1. Алехин А.Н., Афанасьева Е.Д. Общение с ребенком как индикатор       психической адаптированности ВИЧ-инфицированных матерей. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. URL: http:// medpsy.ru (22.09.16 обращения: чч.мм.гггг)

2. Белякова А.В. Особенности перинатального поражения ЦНС у детей из группы социального риска.// Балтийский конгресс по детской неврологии, Российская школа по детской неврологии. 10-11 июня 2014 г., Санкт-Петербург. Сборник тезисов, 320 с, с. 22-23.

3. Белякова А.В., Куприенко Н.Б. Частота перинатального поражения ЦНС у детей при наблюдении в поликлинике. Всероссийская научно-практическая конференция «Давиденковские чтения» (общая неврология), 30 сентября – 1 октября 2014, Санкт-Петербург. Сборник тезисов, 320 с, с. 16.

4. Беляков  Н.А, Степанова Е.В, Рахманова А.Г. Организация образования по  по проблеме ВИЧ-инфекции// ВИЧ-инфекции  и иммуносупрессии -СПб ,2009-Т.1, № 2.- с.7-1521

5. Вирус иммунодефицита человека – медицина / под ред. Н. А. Белякова, А. Г. Рахмановой. – СПб.: Балт. мед. образоват. центр, 2010. – 752 с.

6. ВИЧ/СПИД сегодня и  рядом. Пособие для людей. Принимающих решение/ Под  ред. Н. А. Белякова, А. Г. Рахмановой. – СПб.: Балт. мед. образоват. центр, 2012. –  с.92

7. Руководство по сохранению семейного жизнеустройства детей, затронутых проблемой  ВИЧ-инфекции./под ред.  Ю.В.Батлук,  Р.В.Йорик. С.В Суворова

8. Desclauxa A.  Women, Mothers and HIV Care in Resource Poor Settings / A. Desclauxa, P. Msellatib, S. Walentowitzd // Social Science & Medicine. – 2009. – Vol. 69. – P. 803-806.

9. Murphy A. HIV Disease Impact on Mothers: What They Miss During Their Children’s Developmental Years / A. Murphy, K. Roberts, D. Herbeck // J of Child and Family Studies. – 2010. – Vol. 1. – P. 191-202.

10.  Understanding High Fertility Desires and Intentions Among a Sample of Urban Women Living with HIV in the United States / S. Finocchario-Kessler, M. Sweat, J. Dariotis [et al.] // AIDS Behav. – 2010. – Vol. 14. – P. 1106-1114.

 

Адрес: Санкт-Петербург, ул.Парашютная, 23, корп.2

Санкт-Петербург, пр.Богатырский, 64

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тел.: +7 (921) 655-80-05

Создание сайтов - iwsstudio.ru