Критерии задержки психического и речевого развития у детей раннего возраста
Основные критерии задержки психо-речевого развития:
Задержка психического и речевого развития к 2 мес
- не формируется зрительное сосредоточение на яркий предмет,
- нет ослабления двигательной активности в ответ на звуковой раздражитель (элементы сосредоточения на звук),
- нет способности смотреть на лицо матери дольше, чем на посторонние лица,
- нет более продолжительной реакции на человеческий голос, чем на чистый звуковой тон;
- не появляется улыбка и не меняется выражение глаз в ответ на ласку,
- крик ребенка монотонный, однообразный, плохо модулирован, беден оттенками;
Задержка психического и речевого развития к 4-5 мес
- в 4 мес нет общего оживления в виде улыбки или смеха,
- нет повышения двигательной активности в ответ на приветливое обращение,
- не формируется эмоциональный интерес к игрушке, нет способности ее длительного прослеживания, устойчивого внимания и сосредоточения, зачастую дети вообще не реагируют на игрушку;
- в 5 мес не развиты эмоциональные реакции, нет их дифференциации, отсутствует гуление;
Задержка психического и речевого развития во втором полугодии
- 6 мес - остается сниженным или совсем не появляется интерес к игрушкам,
- не начало формироваться понимание обращенной речи,
- резко отстает формирование лепетной речи, то есть речевого подражания взрослым;
- 10-12 мес - действия с игрушками носят неустойчивый характер;
Задержка психического и речевого развития ребенка старше 1 года
- после 12 мес - отсутствует избирательное отношение к игрушкам, нет новизны в действии с ними, игровой процесс заменяется однообразным манипулированием,
- не понимают обращенной речи, сами почти не говорят;
- после 15-мес - ребенок тянет все предметы в рот,
- продолжается бросание предметов на пол,
- отличаются чрезмерной, как правило, бесцельной активностью;
- после 2 лет не появляются элементы ролевой игры,
- не формируются навыки опрятности,
- нет накопления словарного запаса.